Даже когда Данте писал свой великий труд, глубинные силы угрожали единому космосу, который он прославлял. Темпы технологических инноваций начали ускоряться. Особенно в Италии политические требования того времени придали новое значение технологии, и появилась новая профессия гражданского и военного инженера. Эти люди столкнулись с практическими проблемами, которые требовали практических решений. Леонардо да Винчи, безусловно, самый известный из них, хотя он был и гораздо более. Гениальный художник, он внимательно изучал анатомию человека, чтобы придать правдоподобие своим картинам. Будучи скульптором, он овладел сложными техниками литья металла. Будучи продюсером-постановщиком драматической постановки эпохи Возрождения под названием "Маска", он разработал сложную технику для создания спецэффектов. наука
Но именно будучи военным инженером, он наблюдал траекторию полета минометной бомбы, перелетевшей через городскую стену, и настаивал на том, что снаряд не летел по двум прямым линиям — наклонный подъем, за которым следует вертикальное падение, — как предполагал Аристотель. Леонардо и его коллегам нужно было по-настоящему знать природу; никакое количество книжных знаний не могло заменить реальный опыт, и книги не могли навязать свой авторитет явлениям. То, что Аристотель и его комментаторы утверждали как философскую необходимость, часто не соответствовало тому, что можно было увидеть собственными глазами. Влияние древней философии было слишком сильным, чтобы его можно было легко разрушить, но начал зарождаться здоровый скептицизм.
Первым действительно серьезным ударом по традиционному признанию древних авторитетов стало открытие Нового Света в конце 15 века. Птолемей, великий астроном и географ, настаивал на том, что могли существовать только три континента - Европа, Африка и Азия, а христианские ученые из Св. Августин он принял это, ибо в противном случае людям пришлось бы ходить вверх ногами по антиподам. Но Птолемей, Святой Августин и множество других авторитетов ошибались. Резкое расширение известного мира также стимулировало изучение математики, поскольку богатство и слава ожидали тех, кто смог превратить навигацию в настоящую и заслуживающую доверия науку.
В ходе поисков древности была обнаружена своеобразная связка рукописей, которая придала решающий импульс направлению, в котором двигалась наука эпохи Возрождения. Считалось, что эти рукописи были написаны легендарным священником, пророком и мудрецом Гермесом Трисмегистосом или почти из первых рук сообщают о его деятельности. Гермес предположительно был современником Моисея, а герметические писания содержали альтернативную историю сотворения мира, в которой людям отводилась гораздо более заметная роль, чем в традиционном изложении.
Бог создал человечество полностью по своему образу и подобию: творцом, а не просто разумным животным. Люди могли подражать Богу, творя. Для этого они должны познать секреты природы, а этого можно добиться, только заставив природу раскрыть их с помощью пыток огнем, дистилляции и других алхимических манипуляций. Наградой за успех будут вечная жизнь и молодость, а также свобода от нужды и болезней. Это было головокружительное видение, и оно породило представление о том, что с помощью науки и технологии человечество может подчинить природу своим желаниям. По сути, это современный взгляд на науку, и следует подчеркнуть, что он встречается только в западной цивилизации. Вероятно, именно такое отношение позволило Западу превзойти Восток после столетий неполноценности в эксплуатации физического мира.
Герметическая традиция также имела более специфические последствия. Вдохновленные, как теперь известно, поздним платонистским мистицизмом, писатели-герметики восхваляли просветление и источник света, Солнце. Марсилио Фичино, флорентийский переводчик 15 века как Платона, так и герметических писаний, написал трактат о Солнце, который был близок к идолопоклонству. Молодой польский студент, посетивший Италию на рубеже 16 века, был тронут этим течением. Вернувшись в Польшу, он начал работать над проблемами, связанными с астрономической системой Птолемея. С благословения церкви, которой он формально служил в качестве каноника, Николай Коперник приступил к модернизации астрономического аппарата, с помощью которого церковь производила такие важные вычисления, как правильные даты Пасхи и других праздников.